Пятница , 16 Декабрь 2016
Home » Алексей фон Явленский

Алексей фон Явленский

Алексей Георгиевич Явленский. 1864-1941 г.

Немецкий художник-экспрессионист, русского происхождения.

0   Большая часть жизни и творчества русского художника-экспрессиониста Алексея Георгиевича Явленского связана с Германией, он даже добавил к своей фамилии аристократическую приставку «фон», при этом, официальных изменений в биографические данные не вносилось.

Родился Алексей Явленский 13 (25) марта 1864 в Тверской губернии, по одним источникам в Торжке, по другим – в Кузлово. Практически с детского возраста он начал обучение профессии военного, для чего был определен в кадетский корпус в Москве, а в 1887 окончил Александровское военное училище. Во время учебы понял, что его призвание – живопись, но порвать семейную традицию, и посвятить себя искусству, в то время не решался. С карьерой военного было покончено в 1896-м, в звании штабс-капитана он покидает крепостной пехотный батальон в Кронштадте, и вместе с гражданской супругой Марианной Веревкиной переезжает в Мюнхен.

Воинская служба не стала помехой для обучения живописи, – в 1890 Явленский зачислен в Академию художеств, а его преподавателем становится И. Репин; в его классе состоялось знакомство с будущей женой, а также созрело протестное настроение из-за недовольства системой преподавания. Художник увлекся Веревкиной, ее авангардным искусством, при этом Репин все больше терял в его глазах авторитет.

Художественное образование было продолжено в школе Ашбе, где состоялось знакомство с Кандинским, вскоре переросшее в дружбу.

В этот период Явленский ищет способы создать цветовую гармонию в своих произведениях, в работах превалируют темные тона, а приоритетные направления – пейзажи и натюрморты. Мюнхенский реализм, в стиле которого художник работал некоторое время, стал меняться в 1905 и, после знакомства с Матиссом, в работах появилось подражание Ван Гогу и другим французским живописцам. Начинаются поиски, связанные с областью цвета, но главное для него – это насыщение искусства эмоциями, т. к., по его мнению, это определяло искусство будущего.

После 1908 в стиле работ Явленского начинают появляться признаки индивидуальности, в цветовой гамме произведений ощущается самобытность, а художественная манера выделяется динамичностью и выразительностью линий.

45   В следующем году творческая биография художника пополняется очередным событием: совместно с группой единомышленников создается «Новое художественное общество – Мюнхен», где он и Кандинский – главные организаторы.

Внутренние противоречия Явленского, непрестанный поиск собственного пути в искусстве, достигли апогея к 1911, теперь его картины стали «полыхать» яркими красками, а сочетание цветов стало подчеркнуто резким, но зато, рождался художник нового стиля. Вскоре появились и его оригинальные «головы».

После распада мюнхенского художественного общества, Явленский становится участником «Синего всадника», и экспонирует свои работы на выставках группы.

В 1914, после начала войны художник перебирается в спокойную Швейцарию, и обосновывается в селении Сан-Пре. Для его творчества этот год знаковый: формируется художественная манера, мир его живописи не нуждается в конкретных деталях, а также подробностях. Обобщение образов он именует «вариациями», и производит их деление на пейзажи, натюрморты, и свое детище – «головы».

На стыке 1918-1919 гг., в картинах Явленского можно найти признаки кубизма, увеличивается линейность, а краски, еще недавно яркие и полыхающие, гаснут.

В 1919 художник окончательно прекратил отношения с Веревкиной, а с 1921-го и до самой смерти жил со своей возлюбленной – Еленой Незнакомовой, родившей ему в 1902 сына. Местом их постоянного жительства стал Висбаден.

29 Совместно с художниками-экспрессионистами, исповедовавшими общие ценности, Явленский создает в 1924 объединение «Синяя четверка», избравшее синий цвет как символ прозрения души, идеал свободы и человеческой мечты. Просуществовала группа недолго, но ее картины выставлялись во многих городах Германии и США. В этот период мастер продолжает «конструирование» голов и, уменьшая количество выразительных средств, добивается углубления их возможностей.

Наиболее важным, как в плане творчества, так и духовного совершенствования, считается последнее десятилетие жизни Явленского. Правда, это и время наиболее драматических событий, связанных с ограниченной возможностью писать картины (болезнь глаз, артрит), запрещение нацистов участвовать в выставках, конфискация работ.

Созданные в этот период произведения представляют венец его творчества, среди которых «Медитация» – серия портретов, исполненных в абстрактной манере, а также «Лицо Спасителя».

Умер художник в Висбадене в 1941, где проживал последние двадцать лет.

Смотреть картины Алексея Явленского

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top