Пятница , 16 Декабрь 2016
Home » Джеймс Энсор

Джеймс Энсор

0В свое время критика постоянно устраивала жесткие нападки на творчество бельгийского художника Джеймса Энсора, методично выискивая в его работах недостатки; живописец по-философски реагировал на эти выпады, а со временем, за вклад в развитие бельгийского искусства, его произвели в рыцари ордена Леопольда, король пожаловал ему титул барона, но главное, он заслужил звание национального героя, а его творчество способствовало признанию Бельгии страной, имеющей свою живопись.

Отцом Джеймса Сиднея Эдуарда Энсора был инженер из Англии, познакомившийся в курортном городе Остенде с коренной фламандкой, содержавшей устричную лавку. Семейная жизнь продолжалась недолго, и вскоре Энсор отправился в США, где после неудачных торговых операций пристрастился к спиртному, а возвращаясь в Европу, умер. Джеймс, появившийся на свет 13 апреля 1860, практически не знал своего родителя. В лавке, подрастающий Энсор помогал торговать экзотическими диковинками, сувенирами из дальних стран, карнавальными масками, и в будущем, эти предметы, ассоциировавшиеся у него с детскими годами, стали основой для ряда его будущих картин.

Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем возрасте, мать оплачивала его частные занятия у двух художников. В 15 лет он рисовал на обычном картоне пейзажи и виды родного города, при этом точная передача атмосферы, а главное – точность видения, свидетельствовали о наличии таланта.

Понимая, что избранный путь служения живописи невозможен без академического образования, в 1877 Энсор поступает в брюссельскую Академию Художеств, в которой занимается до 1881. Здесь он тяготится учебой, поняв, что официальное обучение не позволяет ему реализоваться как живописцу, и начинает самостоятельно развивать свой творческий потенциал. Занимаясь «самообразованием», Энсор посещает музеи, выставки, тщательно изучая стиль мастеров прошлого, а также делая наброски с произведений старых фламандцев и голландцев. Постепенно, его работы приобретают импрессионистскую линию, но не в чистом виде, с ее четкой передачей цвета, а в смягченном варианте, с упором на полутона; иногда этот вариант импрессионизма называют «бельгийским».

Среди ранних работ, созданных во время учебы, известность Энсору принесли такие работы как «Орест, мучимый фуриями», «Портрет отца художника». Анализируя этот период творчества, иногда называемый «темным» (1879-1882), следует выделить три автопортрета небольшого формата, в которых зритель может почувствовать тревогу и напряжение.

После окончания Академии, Энсор возвращается в родной Остенде, и продолжает заниматься любимым делом, устроив мастерскую на втором этаже, над той самой устричной лавкой. Здесь и пройдут все его оставшиеся дни, а покидать родной город художник будет только три раза, для краткосрочного посещения Голландии, а также Лондона и Парижа.

Своеобразный бунт, вызванный не только житейскими, но и творческими проблемами, способствовал возвращению Энсора в Брюссель, его живопись отдаляется от импрессионизма, сюжетов на бытовые темы, а также реализма Курбе; кардинально осветляется палитра. Художник начинает выставлять свои работы, хотя дается ему это с определенным трудом.

В феврале 1884 состоялась первая выставка брюссельской группы «XX», и одним из ее основателей выступил Энсор. Критика жестко отреагировала на работы двадцати художников и скульпторов, но зато стало ясно, что собственная живопись Бельгии – состоявшийся факт.

4

В 1885-м творчество Энсора уходит на позиции символизма; появляются сюжеты, в которых нашли отражение художественные поиски нового содержания, в произведениях становится заметным дар чувственного восприятия. В полотнах мистической направленности, в особенности в работе «Въезд Христа в Брюссель», отразилась вся суть его творчества. Эта картина не была воспринята группой «XX»; к Новозаветному сюжету Энсор добавил тему маски, уже появлявшуюся в 1879, правда, использовав ее тогда как атрибут карнавала. Зловеще – гротескное содержание работы показало ряд абсолютно противоположных миров – истины и лжи, возвышенности и бездушия, а также мифа и современности. Оркестр, толпа разъяренных горожан, лица-маски которых стали отвратительными из-за внутреннего уродства, созданы художником в экспрессивно-утрированном стиле.

В «сломанном мире», изображаемом Энсором, высмеивались люди, которые могли бы изменить жизнь в лучшую сторону: духовенство, врачи, политики, но художник обнажил их внутреннюю гниль, как бы сводя этим счеты с современным ему обществом.

В мире живописи творчество Джеймса Энсора связывают, прежде всего, с символизмом, при этом многие искусствоведы находят в его стиле ярко выраженные черты экспрессионизма. Также манера его более поздних работ сходна с направлением, которое будет называться сюрреализмом, хотя это течение развивалось вне его влияния.

После 1900-го, Энсор не только не смог работать в обычном для него, интенсивном ритме, но и перестал искать новые творческие пути, лишь обращаясь к старым решениям.

В возрасте 89 лет, проболев непродолжительное время, 19 ноября 1949 Джеймс Энсор умер в родном Остенде, и был похоронен на кладбище возле церкви, которую он часто изображал в своих произведениях.

Ещё картины Джеймса Энсора

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top