Пятница , 16 Декабрь 2016
Home » Эрнст Людвиг Кирхнер

Эрнст Людвиг Кирхнер

Ernst Ludwig Kirchner. 1880 — 1938  г.
Немецкий художник-экспрессионист. Инициатор и главный идеолог группы «Мост».

133Современные искусствоведы затрудняются ответить на вопрос, почему картины немецкого художника-экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера, оставившего столь значимый след в культурной жизни своей родины, значительно уступают по количеству продаж в Германии, и так высоко ценятся на аукционах других стран.

Родился будущий инициатор создания группы «Мост» и главный идеолог этого объединения 6 мая 1880 в Ашаффенбурге. Первоначальное образование Кирхнер получил в Саксонском высшем техническом училище, где он обучался на факультете архитектуры в 1901-1905 гг., с параллельным посещением Школы Обриста и Дебшица в Мюнхене (1903-1904 гг.), много давшей ему в плане изучения техники живописи. В этом учебном заведении он постигал композицию, вникая и в особенности рисунка с натуры.

По окончании технического училища в 1905, у Кирхнера и его друга Фрица Блейля появилась возможность глубже заняться любимым делом, совершенствуясь в новых формах живописного искусства, и создать базу творческого объединения, которое получит название «Мост».

На следующий год группа пополнилась новыми художниками, уже успевшими проявить незаурядный талант, был среди них и Нольде, представляющий старшее поколение. В этом же году Кирхнером была составлена программа объединения. Руководитель группы практически показал, какую роль играют плоскость, цвет и линия в новом художественном методе – экспрессионизме, а также «готовность» этих составляющих перерождаться друг в друга. По его убеждению, главная задача живописца-экспрессиониста состоит не в точном копировании объекта, а лишь в сохранении ключа, посредством которого зритель сможет понять изображенное, при этом каждая картина – это индивидуальность, созданная из линий и красок.

В дрезденский период, когда «Мост» находился еще в этом городе, Кирхнер часто обращался к изображению женской натуры, работая над этим сюжетом как в мастерской, так и на лоне природы, куда часто выезжали члены группы; в полотнах этого периода заметен французский постимпрессионизм, особенно почитаемый им Ван Гог. За счет приемов, применяемых голландцем, и представлявших слияние прерывистых мазков, составленных из разных цветов, в картинах присутствует эффект подвижной массы.

В 1911 Кирхнер в компании Пехштейна перебирается в Берлин, где они выступают основателями Института современного обучения живописи, и это приводит к первым разногласиям в среде «Моста». Напряженный ритм жизни столичного города, его беспорядочная суета, оказались созвучны внутренним «ритмам» художника. Картина «Уличная сцена в Берлине», которую относят к главным работам этого периода, передает некоторое чувство тревоги из-за мазков, нанесенных автором сумбурно, чуть ли не в приступе нервной болезни, при том, что лица элегантных женщин красивы.

«Хроника художественного объединения «Мост»», опубликованная Кирхнером в 1913, в которой автор, по мнению остальных участников группы, преувеличил свои заслуги в деятельности организации, привела к официальному прекращению ее существования.

103Участие художника добровольцем в Первой мировой войне длилось недолго, и в 1915, он, больной туберкулезом, тяжело травмированный, с диагнозом душевнобольного, возвращается с фронта и проходит лечение в Кёнигштейне. Картина «Автопортрет в солдатской форме» – саркастическая работа, созданная под влиянием фронтовых переживаний.

С наступлением 1920-х, у Кирхнера заметно приближение к абстракции, и свои некоторые художественные  образы он создает в «иероглифической» манере.

Искусство Кирхнера периода 1930-х, ознаменовано его возвратом к временам зарождения «Моста», с тем отличием, что у моделей на полотнах исчезли изломанные линии контуров.

Вынужденная творческая изоляция, в которую художник попал после прихода к власти нацистов, вызвала у него тревогу и отчаяние, и хотя он в достаточной степени, как житель Швейцарии, был защищен от преследований, начавшихся в Германии на представителей «дегенеративного искусства», это пагубно сказалось на его нездоровой психике. После активной творческой деятельности, членства в Прусской академии искусств – позорное изгнание из этого заведения, изъятие работ из музеев Германии. Все это привело к тому, что Кирхнер не нашел иного выхода из ситуации, и решил самовольно лишить себя жизни. 15 июня 1938 в Фрауэнкирхе он покончил жизнь самоубийством.

Смотреть картины Эрнста Людвига Кирхнера

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top