Пятница , 16 Декабрь 2016
Home » Габриэль Мюнтер. Биография и картины

Габриэль Мюнтер. Биография и картины

1877 — 1962 г. Талантливая немецкая художница, график, представительница экспрессионизма в живописи.

0  С мечтой стать художницей, Габриэль Мюнтер не особо везло, ведь эпоха, в которую ей довелось жить, ставила перед женщиной более прозаические цели, но судьбе пришлось отступить перед напором этой целеустремленной личности, сыгравшей не последнюю роль в развитии немецкого экспрессионизма.

Четвертый, самый младший, и наиболее любимый ребенок в семье зубного врача Карла Фридриха Мюнтера, появился на свет 19 февраля 1877. Габриэль, а речь идет о ней, родилась в Берлине, и все указывало на то, что ее судьба должна сложиться довольно удачно. Первая горькая «пилюля» пришлась на девятилетний возраст, когда умер отец Габриэль, затем через год покинул мир старший брат Аугуст, единственный, кто одобрял ее желание стать художницей, а в 1897 девушка осталась и без матери. Когда Габриэль и ее сестру Эмми в 1898-м позвали в Америку, она прекратила обучение в частной школе в Дюссельдорфе, где брала уроки рисования.

В Америке время делилось на велосипедные прогулки, создание рисунков, и фотоснимки, которые она делала подаренным на день рождения дорогим аппаратом.

Возвратившись в Германию осенью 1900, Габриэль поняла, что женщина-художник в этой стране, даже очень талантливая, будет испытывать постоянное  противление общества, но «вирус свободы» уже крепко проник в организм, и в мае следующего года ее зачисляют в мюнхенскую школу Общества художниц.

Атмосфера Мюнхена захватила молодую женщину многообразием форм культурной жизни и, посетив однажды выставку общества «Фаланга», судьба Габриэль сделала крутой вираж. В 1902 она вступает в объединение художников этого общества, и в одноименной художественной школе приступает к изучению скульптуры, резьбы по дереву, и живописи с обнаженной натуры, которую преподавал В. Кандинский, сыгравший в ее жизни и творчестве наиболее значимую роль.

В 1903-м у Мюнтер и Кандинского завязываются романтические отношения, и на протяжении десяти лет они живут в гражданском браке. Творческие впечатления, полученные как в совместных поездках по ряду стран Европы и России, так и порознь, позволили художнице обрести собственный стиль, на который повлияли произведения фовистов, а также работы Ван Гога, Сезанна, и Гогена.

Лето 1908-го, совместно проведенное в баварском Мурнау, стало знаковой точкой отсчета в жизни и творчестве двух неординарных личностей. У Кандинского зарождалась эра абстрактной живописи, а Мюнтер очаровалась стилем Явленского, называя художника «французом». В 1909 она написала этюд «Слушающий», изобразив Явленского с такой силой обобщения натурной формы, что произведение может легко соперничать с работами наставника.

4

В личной жизни все складывалось менее радужно, и романтические отношения стали угасать, уступая место деловым.

В конце 1911-го Мюнтер покидает ряды НХОМ, активно занимаясь организационными мероприятиями по созданию альманаха «Синий всадник», правда, ее труд замечает только Кандинский, союз с которым все больше напоминает деловую сделку.

Цветовое, стилистическое, и композиционное построение картин этого периода отличается мелодичностью, даже изысканностью, но в плане темперамента несопоставимо с работами коллег-мужчин. Отчетливо демонстрирует этот момент полотно «Натюрморт с фигурами в стиле рококо».

К одной из творческих удач Мюнтер следует выделить использование ею техники живописи на стекле, популярной в Баварии в XIX-м веке, более известной как «крестьянский экспрессионизм». Эта техника увлекла и лидеров экспрессионизма, что благотворно сказалось на обогащении палитры этого направления.

Примечательно, что беспредметная живопись, в развитии которой Мюнтер сыграла не последнюю роль, нашла отражение в ее творчестве лишь единожды, и представлена в полотне «Абстракция».

Два летних месяца 1914-го Габриэль и «Вас» (Кандинский) проводят в Мурнау, а уже 3 августа, из-за начала войны, они бежали в Швейцарию.

В марте 1916-го работы Мюнтер экспонировались на выставке, были восприняты благожелательно на всех уровнях, автору было предложено вести мастер-класс в Берлине, в одной из художественных школ.

43 После расставания с гражданским супругом, Мюнтер живет в одиночестве, расстается с живописью, и до 1920, кроме Швейцарии, живет в Швеции и Дании. В феврале 1920-го художница возвращается в Берлин, но к творческой деятельности приступает лишь в 1927-м.

С приходом к власти фашистов, пересилив панический страх, Габриэль прячет все доставшиеся ей от Кандинского материалы в подвале собственного дома. Живопись по-прежнему остается смыслом ее жизни.

Послевоенные годы протекают для Мюнтер в добровольной изоляции, она много и увлеченно рисует.

В 1957-м художница передала Ленбаххаузу – мюнхенскому городскому музею множество своих произведений, а также все документы и ценности, хранимые в годы войны в подвале, что позволило историкам получить ясное и достоверное представление об экспрессионизме, и его главных действующих лицах. Среди картин, представляющих наибольшую ценность для галереи и, наверное, самой дарительницы, картина «Мужчина за столом», где изображен главный мужчина ее жизни.

Умерла Габриэль Мюнтер 19 мая 1962 в Мурнау, в доме, в котором когда-то мечтал провести последние дни жизни ее «Вас».

 

Габриэль Мюнтер. Картины

Ещё картины Габриэль Мюнтер

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top