Пятница , 16 Декабрь 2016
Home » Карл Шмидт-Ротлуф

Карл Шмидт-Ротлуф

1884-1976 г. Талантливый немецкий художник-экспрессионист. Участник группы «Мост»

15         Индивидуальный живописный стиль немецкого художника Карла Шмидт-Ротлуфа, известного представителя экспрессионистского жанра, выработался благодаря его несколько обособленной позиции по отношению к остальным участникам объединения «Мост» – сообщества, в создании которого он принял непосредственное участие; при всей выразительной самобытности своего искусства, художник придерживался основных творческих установок, выработанных группой.

Родился Карл Шмидт 1 декабря 1884 в семье мельника. После образования в 1905 группы «Мост», художник решил добавить к фамилии топоним, по названию населенного пункта, в котором он родился, и с тех пор его работы начали подписываться «Шмидт-Ротлуф».

Влечение к живописи проявилось у Карла со школьной скамьи, он старался посещать не только всевозможные художественные выставки, но и часто выбирался на пленэр; его неизменным компаньоном был Э. Хеккель, с которым Шмидт-Ротлуф дружил со школы.

Обучение на архитектора в дрезденском Техническом университете началось и закончилось в один год – 1905-й. Поняв, что его призвание – художник, юноша не стал идти наперекор внутреннему побуждению, и целиком посвятил себя живописи и графике, правда, не помышляя об академическом образовании. Индивидуальный творческий стиль, в котором Шмидт-Роттлуфф начал реализовывать свои способности, представлял собой слияние форм и красок в отчетливо контрастном диапазоне, причем в чистом, «органическом» виде.

В раннем творчестве Шмидт-Ротлуфа заметно проявилась его приверженность стилю Сёра и Синьяка, но если у дивизионистов точки методично выстраивались в «цепи», то художник-самоучка превращал крошечные мазки в мощное движение мерцающих красок. Подобно остальным «мостовцам», преобладающими сюжетами раннего периода были пейзажи, а также обнаженная натура, с которой экспрессионисты предпочитали работать на пленэре.

Творческие поиски молодого Шмидт-Ротлуфа отмечены его посещением и «территории» югендстиля, а по ксилографии «Женщина в шляпе» легко убедиться насколько высок технический уровень молодого автора.

В 1907-1910 гг. художник проводил летнее время в Дангасте, в компании Э. Нольде, с которым у него сложились крепкие дружеские отношения. Расширение поисков собственного стиля привело Шмидт-Ротлуфа к широкому использованию акварели, что особенно проявилось в 1909.

Внушительный диапазон границ, в пределах которых художник не прекращал экспериментировать, способствовал ускоренному формированию его индивидуального почерка, получавшего все более упрощенные формы и контрастный колорит. Теперь в своих картинах Шмидт-Ротлуф предпочитал использовать черные линии для разделения цветовых плоскостей, и это один из стилевых признаков, характерных для экспрессионистов дрезденского объединения.

В 1911 группа «Мост» обосновалась в Берлине. Здесь творчество Шмидт-Ротлуфа начало трансформироваться, подпав под влияние кубизма, футуризма, а также африканского искусства, и теперь все внимание сосредотачивалось в направлении строгой конструкции.

Весной 1915 Шмидт-Ротлуф отправляется на фронт, где воюет на территории России пехотинцем. После возвращения в 1918 в Берлин создает семью, женившись на Эмми Фриш.

После войны художник работает над библейскими сюжетами, к которым он обратился еще во время боевых действий, и это во многом  помогало ему по-философски переносить крушение старого порядка. В 1918 закончена работа над известным «Христовым альбомом».

В начале 20-х «графическая активность» Шмидт-Ротлуфа достигает апогея. Это расцвет его творчества, и после эпохи «Моста» живопись художника сделала еще один шаг вперед, вплотную подойдя к порогу «новой объективности».

Подавленное настроение, возникшее у Шмидт-Ротлуфа после прихода к власти нацистов, перекочевало и в его работы. Художник пребывает в тени, но в 1941 его лишили права на творчество, несмотря на то, что он предусмотрительно ушел в «тихое искусство».

Ландшафты и натюрморты – сюжеты послевоенных картин Шмидт-Ротлуфа, которые в 20-х украшали его творчество; возобновилась работа масляными красками, но уровень прежней экспрессии достигался крайне редко («Лунный свет»).

Не изменяя принципу предметности, художник держался своей линии и в позднем творчестве, а на появлявшиеся новые художественные направления реагировал более чем сдержанно; оставаясь единственным здравствующим патриархом экспрессионизма, имел серьезное влияние на формирование живописи «новых дикарей».

Карлу Шмидт-Ротлуфу был отмерен 91 год жизни; пережив всех создателей группы «Мост», 9 августа 1976 он умер в Западном Берлине.

Карл Шмидт-Ротлуф. Картины.

Ещё смотреть картины Карла Шмидт-Ротлуфа

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top