Пятница , 16 Декабрь 2016
Home » Оскар Кокошка

Оскар Кокошка

Oskar Kokoschka. 1886-1980 г. Выдающийся австрийский художник-экспрессионист.

Оскар Кокошка «Автопортрет (Фьезоле)»  В свое время преподаватели венской Художественно-промышленной школы были едины во мнении, что студент Оскар Кокошка не принадлежит к числу многообещающих живописцев; может быть, это и стало главным побудительным мотивом, который позволил Кокошке «взойти» на третье место в большом трио знаменитых художников Вены, после Климта и Шиле.

Место рождения Оскара Кокошки – австрийский городок Пёхларн, расположенный на Дунае, здесь он появился на свет 1 марта 1886. Родовые корни связаны с Чехией, его отец продолжал семейную традицию мастеров ювелирного промысла, изделия которых были известны во всей Праге. Заниматься нелюбимым делом юный Оскар не желал, хотя особого влечения к искусству он тоже не испытывал. С раннего возраста у Кокошки проявился интерес к изучению химии, но преподаватель, увидевший его рисунки, посоветовал родителям развивать художественный дар.

Обучение в Художественно-промышленной школе в Вене (сюда семья переехала в 1902) началось в 1904, особого рвения к занятиям у Кокошки не наблюдалось, его более прельщало сочинение драм в стихах, а также рисование. Преподаватели сразу советовали ему сосредоточиться в направлении графического дизайна, а также уделить внимание гравюре.

Сочинив пьесы «Сфинкс и чучело» и «Убийца – надежда женщин»,  начинающий художник создал к ним оригинальные рисунки, а афиша последней, отнесена критиками к работам, ярко выражающим дух экспрессионизма.

В 1907-1908 гг. в рисунках Кокошки изобилует тема ню, преимущественно с участием юных моделей, а в 1906 он изображает обнаженную Мату Хари. В творчестве этого периода отчетливо заметно влияние Климта и Ромако, но в большей степени, присутствие дальневосточной художественной традиции.

В 1908 Кокошка участвует в выставке под названием «Кунстшау», организованной Климтом, на которой экспонировалось творчество модернистов. Работы молодого художника принесли ему известность, правда, скандальную. Традиционалисты не воспринимали творчество, изобилующее таким количеством насилия и эротики. Столь оригинальная «известность» привела впоследствии к отчислению Кокошки из Школы.

Не стал исключением, в плане скандальных событий, и 1909, когда на крупной выставке были снова представлены работы, не воспринимаемые представителями традиционного искусства, но на этот раз, Художественные мастерские отказались от сотрудничества с Кокошкой. В этот период судьба облагодетельствовала строптивого художника, а ее «посланцем» выступил Адольф Лоос, известный в венском обществе архитектор-модернист.

В одном из питейных заведений Вены Кокошка выиграл пари, победителем которого должен был стать участник, сумевший поглотить наибольшее количество спиртного. Лоос, выступивший в роли главного болельщика, вскоре ввел художника в богемный мир Вены, познакомил с интеллигенцией, помог не только финансово, но и посоветовал реализовать творческий потенциал, используя жанр портретной живописи. «Психологические портреты», создаваемые Кокошкой вплоть до начала Первой мировой войны, стали изюминкой венского экспрессионизма. Работая над изображениями моделей, художник глубоко  проникал во внутренний мир «оригинала». К шедеврам этого периода относят «Портрет Херварта Вальдена». Анализируя технический аспект творчества, следует отметить, что до 1910 автор придавал графизму немаловажную роль.

Оскар Кокошка «Невеста ветра»   Также в 1909 творчество художника получило новый импульс, который привел Кокошку к покорению еще одной вершины изобразительного искусства: в  компании Лооса он посетил Швейцарию, где зачарованный красотой альпийской природы, написал несколько потрясающих пейзажей. Обратившись в будущем к этому жанру, он достигнет в нем пределов совершенства.

В 1910 Кокошка приезжает в Берлин, где известность не заставляет себя долго ждать. Работая в журнале «Буря», художник, в творческом тандеме с главным редактором Вальденом, превращает издание в рупор авангардного искусства, стремительно подняв его популярность у представителей художественной среды Берлина. Без «Бури» вряд ли бы немецкий экспрессионизм получил столь мощный импульс для развития. Состоялось знакомство с Кандинским. Жизнь художника в это время отразилась в ряде работ, среди которых «Автопортрет с Альмой Малер». Бурный роман с героиней произведения длился с 1911 по 1913, а окончательный разрыв с красавицей, произошедший в 1915, надолго оставил в его душе мучительную рану.

Уход добровольцем на войну был вызван, преимущественно, желанием избавиться от последствий расставания с Альмой, а его участие в боевых действиях закончилось двумя тяжелыми ранениями, полученными в 1915 и, после лечения в Дрездене, Кокошка останется в этом городе до 1924. Здоровье постепенно поправлялось, но в 1919 друзья стали замечать определенные странности в его поведении. Этот период отмечен некоторым уходом от экспрессионизма, доминирующее положение постепенно приобретает пейзажная живопись; иногда работы создавались в импрессионистской манере.

После окончания преподавательской деятельности в Академии искусств (1919-1924), художник стал обладателем крупной суммы денег, полученных от продажи картин, и это позволило ему объездить всю Европу, побывать в Африке и на Ближнем Востоке. Созданные Кокошкой пейзажи, городские виды, отличались красочностью и, пользуясь большим спросом, тут же и продавались.

После гитлеровского вторжения в Европу, художник некоторое время пожил в Чехии, а в 1938, в компании любовницы Ольды Павловской обосновался в Лондоне. В 1947 Кокошка получил британское подданство, а в 1953 переехал жить в Швейцарию, отказываясь от вторичного получения австрийского паспорта. После нескольких лет творческого затишья, художник опять стал использовать экспрессивную манеру живописи, а цвет и рисунок стали изысканно утонченными. К мастеру пришла известность, и он продолжал активно работать до конца 1950-х.

В Швейцарии Кокошка сторонился политической и общественной жизни, и прожил здесь почти тридцать лет.

Уединенная жизнь в курортной зоне Женевского озера проходила в замкнутой атмосфере и, не дожив до девяноста четырех лет одной недели, 22 февраля 1980 Оскар Кокошка умер в Монтрё; в обществе это событие почти не привлекло особого внимания.

Смотреть картины Оскара Кокошки

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top