Пятница , 16 Декабрь 2016
Home » Пауль (Поль) Клее

Пауль (Поль) Клее

Paul Klee. 1879 — 1940 г.

Швейцарский, немецкий,  художник-авангардист, экспрессионист.

0   Появившись на свет в семье профессиональных музыкантов, будущий художник Пауль Клее мог бы успешно продолжать семейное дело служения музыке, тем более что от матери-певицы был унаследован не только музыкальный талант, но и любовь к скрипке и вокалу. С годами, увлеченность музыкой не прошла, но принесло ему мировую известность изобразительное искусство, где за Клее закрепилось звание одного из лидеров экспрессионизма.

Родился Пауль Клее 18 декабря 1879, в Швейцарии, недалеко от Берна, в городе Мюнхенбухзее. Занятия живописью начались в 1898, в Мюнхене, и продолжены в 1900 там же, в Академии художеств. Посещение Италии дало художнику много полезного в плане творческого развития и, в первую очередь, открытие Ренессанса, с его знаменитой архитектурой и живописью.

В раннем творчестве Клее следует выделить графику, где он сумел по-настоящему проявить свой талант, при этом, главная роль отводилась линии, как средству выражения. В работах этого периода ощущались горечь и ирония, но переплетались они с ощущением легкости, изысканной деликатности, и чувством грамотного дистанционирования от созданных в произведении сцен. Особого внимания заслуживает серия гравюр «Инвенции», в которых Клее сумел проявить себя в роли серьезного графика, хотя в стилистике этих работ заметно влияние У. Блейка.

В 1910, Клее на первой персональной выставке представляет на суд публики многочисленные рисунки и гравюры, но ни в одной из них зритель не сумел найти художественной ценности.

Творческое объединение «Синий всадник» приняло Клее в свои ряды в 1911, здесь у него было много друзей, таких же почитателей всего нового в искусстве. Объединяющий дух экспрессионизма, не позволял этим «бунтарским личностям» останавливаться и на современных течениях. В этот период Клее создавал работы под влиянием личных впечатлений, возникающих интуитивно. Живописные формы «извлекались» из глубин подсознания, и облекались в манеру, явно далекую от реальности, и в отдельных случаях это была полная абстракция.

68     Поездка в 1914 в Тунис принесла озарение свыше, когда Клее, попавший под чары Средиземноморского колорита, «получил в подарок» тайну обращения с цветом, и он, под влиянием открывшейся для него новой возможности, создал почти сорок акварелей.

Призванный в 1916 на военную службу, художник также много рисовал, и в этот период в его произведениях начинает появляться «непонятное», абстрагированное от реальности.

После демобилизации в 1919, Клее пишет картины, повинуясь, в основном, образам, вызванным к жизни воображением, и его творческий процесс можно сравнить с Природой, наделенной правом «самостоятельно» создавать окружающий мир. В это время художник отдает предпочтение маслу. Волшебность геометрических фигур приковывает внимание таинственностью, а композиции, кажется, рождены под влиянием приобретенного мистического знания. Работа «Полная луна» – ночной пейзаж, в котором из прямоугольников составлена загадочная мозаика, в которой нет страха, а всего лишь тайна, известная только ее создателю.

Послевоенная обстановка привела к тому, что люди стали больше интересоваться фантастическим искусством, и этот творческий период становится для Клее одним из самых благоприятных. Мюнхен, Франкфурт и Ганновер – города, где выставки художника состоялись одна за другой.

В 1921 Клее становится преподавателем в Баухаузе, естественно, не изменяя главному призванию. Мотивы его произведений отмечены простотой, тривиальностью. Иногда в работах появлялась «сложная геометрия» («Красный шар»), хотя элементы кубизма использовались Клее как вариант «игры с формой».

95 Поездка в Египет, предпринятая в 1928-1929 гг., сравнима с путешествием в Тунис, как в плане творческой значимости, так и по найденному там ответу на сокровенные вопросы, связанные с тайнами жизни и вечности, и это послужило новым импульсом к совершенствованию.

Склеродермия, которой Клее заболел в 1935, должна была «отобрать» у него все достижения в искусстве, но именно бернский, заключительный период творчества стал знаменательным аккордом в карьере художника.

Болезнь мучила художника пять лет, и 29 июня 1940, в Локарно, в возрасте 60 лет, он прекратил земную жизнь.

Смотреть картины Пауля Клее

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top