Пятница , 16 Декабрь 2016
Home » Жорж Руо

Жорж Руо

1871-1958 г. Французский художник-экспрессионист.

0   Индивидуальный стиль живописи французского экспрессиониста Жоржа Руо сформировался, когда художнику исполнилось чуть больше тридцати, его творческие поиски продолжались не одно десятилетие, но на протяжении избранного пути художник не изменял одному правилу: работа должна быть выполнена только мастерски, на самом высоком уровне.

Родился Жорж Руо 27 мая 1871 в Париже, в семье бедного ремесленника-краснодеревщика. Глава семейства, приверженец строгих христианских взглядов, решил, что сыну следует обучаться в протестантской школе, и может быть это в будущем и сказалось на тесной связи творчества Руо с религиозной тематикой.

Обучение азам художественного образования началось в 1885-м, под руководством художника-витражиста Хирша. С первых дней учебы выяснилось, что у юноши есть талант, который требует развития. В вечернее время Руо дополнительно занимался в Школе декоративного искусства. В 1890 приходит осознанное желание посвятить себя живописи, и на следующий год Школа изящных искусств распахивает перед Руо свои двери. После годичных занятий в мастерской Делопе, наставником Жоржа становится Моро. Заслужив у великого мастера благосклонность своим творческим дарованием, юный художник все же не смог стать обладателем Римской премии ни в 1893, ни в 1895 из-за того, что работы не выдержали конкурса. Наставник посчитал, что Руо не следует оставаться в Школе, и тот прекратил учебу.

В 1898-м, после смерти Моро, любимый ученик, согласно воле учителя, становится хранителем коллекции, которую великий художник завещал Парижу.

Кроме Гюстава Моро, повлиявшего на развитие творчества юного Руо, формирование образного мира молодого художника происходило во взаимосвязи с его религиозными и моральными исканиями; здесь следует отметить писателя Гюисманса, знакомство с которым состоялось при посещении бенедиктинского монастыря, велика роль и мыслителя-мистика Блуа, известного своими публикациями на религиозно-католические темы.

1   В творческом плане особо знаковым для Руо выдался 1903, условная точка отсчета, когда его стиль, не сдерживаемый рамками академизма, раскрылся в полной мере, представляя собой симбиоз мощи и энергии. В новых произведениях от старой школы остался лишь один художественный прием, удачно используемый еще в мастерской витражиста, когда формы, имеющие глубокие насыщенные цвета, очерчивались толстыми черными контурами. Также в этом году Руо принял участие в Осеннем Салоне, причем как один из его организаторов. Несмотря на то что его работы выставлялись с картинами фовистов, художнику была чужда их декоративность, и если проводить аналогии, то манера его произведений более соответствовала развитой линии Ван Гога.

Кроме стилевых изменений, в этот период Руо в своем творчестве несколько отошел от религиозной направленности, перейдя на современную тематику. Для обличения зла, художник в гротескной манере изображает гулящих девиц, клоунов из бродячего цирка, персонажей из ночного мира; эти падшие люди служат лишь удовлетворению низменных человеческих инстинктов («Голова трагического клоуна», «Проститутка»). Раскрывая эти темы, Руо вкладывал в композиции выразительную напряженность.

Работая над библейскими сюжетами («Голова Христа», «Старый клоун»), Руо изображает метафизическое зло, используя типы-маски, при этом на борьбу с разгулом беззакония вышел безутешный комедиант, а также сам Христос, образ которого трагичен от созерцания неимоверного количества сил зла.

Развивая обличительную направленность своих работ («Судьи»), около 1908-го художник стал изображать не только «людей дна», но и тех, кто по долгу службы должен искоренять порок, пресекая зло законными методами, в первую очередь, не позволяя самому себе нарушать нормы морали. Здесь «гротескный разгул» Руо достиг своего апогея, когда из эфемерного синего мрака возникают фигуры и лица вершителей правосудия в изуродованном облике, который они сами себе и создали, утопая в грязных лужах порочной жизни.

Доминирование религиозной тематики в живописи Руо пришлось на конец 1910-х. Для трактовки библейских персонажей автор стал использовать традиции средневековых мастеров, а произведения отличались тем же черным контуром, который очерчивал формы, выполненные в ярком сияющем цвете.

В 1910 работы художника экспонировались в галерее Друэ, где прошла его персональная выставка. Для ряда немецких художников, ступивших в недалеком будущем на стезю экспрессионизма, живопись Руо послужила источником вдохновения.

10 Многократно переделывая свои работы, в основном малоформатные, художник добивался эффекта свечения, исходящего от нижних слоев краски; над некоторыми произведениями Руо трудился более двадцати лет, а его стремление к самосовершенствованию граничило с фанатичностью, и это стало одной из причин уничтожения 315 картин. Также немаловажную роль в этом случае сыграла тяжба с наследниками Воллара, длившаяся почти десятилетие.

Поздний Руо – это цветные гравюры, созданные в 1930-х, одухотворенные пейзажи, над которыми он работал с длительными перерывами, а также композиции, в которых символически противоборствуют свет и тьма. В 1937-м у художника появляется картина «Старый король», вышедшая из его «печи чувств», которую относят к его самым известным и загадочным работам.

Французское государство высоко ценило вклад Руо в развитие искусства, отметив его заслуги орденом Почетного легиона, а также устроив официальные похороны. Скончался мэтр французского экспрессионизма 13 февраля 1958 в Париже.

Картины Жоржа Руо. Часть 1.

Картины Жоржа Руо. Часть 2.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top